Главная   Полезное для мам   Первые запреты

Первые запреты

Первые месяцы жизни ребенка мы обычно ему ничего не запрещаем. Нужды нет. Но вот ребенок начинает ползать, потом ходить. Он начинает трогать то, что «нельзя», залезать «куда не надо» и вообще своим поведением показывает, что у него тоже есть желания, интересы. И вот тут-то мы, родители, начинаем думать о том, когда пора начинать запрещать что-то ребенку. То ли быть как мудрые японцы и ничего не запрещать, то ли все-таки искать вариант, более приближенный к реальной действительности.
Итак, малышу примерно год. В таком юном возрасте не должно быть много запретов. Максимум один-два. Ребенок еще не в состоянии их осознать и выполнить. Кроме того, малыш еще не может понять целесообразность запретов. Он не может понять, почему нельзя тянуть за цепочку, которая висит на шее у мамы (ведь она такая блестящая и похожа на его игрушки), почему нельзя взять со стола сахарницу (а ведь папа брал).
Годовалый Костик в гостях у бабушки. Чего тут только нет! Фарфоровые слоники на комоде (вот бы достать!), на столе скатерть с бахромой (надо бы подергать за веревочки!), на полу большой горшок с пальмой (эх, совочек дома забыл, покопать можно было»). Всего и не перечислишь… Но бабушка дает Костику пластмассового котенка и говорит играть. Костик тянется к скатерти и слышит строгое «нельзя!», идет к пальме и снова суровое «нельзя» догоняет его. Оказалось, что в этом чудесном мире нельзя все!
Что с Костиком? Он разочарован. Он увидел столько интересных вещей, но не мог потрогать их. Основная ответственность за создание пространства для ребенка лежит на родителях. Важно, чтобы среда, в которой находится ребенок, была безопасной. Все, что по вашему мнению, ребенок не должен трогать, должно быть вне досягаемости. Если вам не нравится, что ребенок тянет вас за уши, пытаясь вырвать из ушей сережки, то лучше на время снять украшения, обезопасив себя. Если вы не хотите, чтобы ребенок лез в мусорное ведро, то лучше сделать защелку на дверцу. В определенный момент ребенок научится открывать замочек, тогда можно поменять замок на другой, посложнее. Но уже к полутора-двум годам ребенку будет не интересно разбрасывать мусор. При этом лучше не ограничивать малыша в желании познавать. Например, понятно, что вы не дадите ребенку играть стеклянной посудой (поэтому уберите ее повыше), но не запрещайте играть кастрюлями. Вы не дадите ребенку бутылку с бытовой химией (и это должно быть вне досягаемости), но можете предложить пустые коробочки с крышечками.
Но ведь все не убрать, скажете вы и будете правы. Да, я согласна. Мы не можем поместить ребенка в полностью безопасную среду, да это и не нужно. То, что не убрать, но опасно, пробуйте и изучайте. Например, огонь. Вместе поднесите руку к огню (на безопасном расстоянии), объясните ребенку, что горячо. Он должен сам почувствовать тепло. Конечно, это нужно сделать несколько раз. Постепенно интерес к плите пройдет. Если ребенок собирается сделать что-то не опасное, но такое, что еще не умеет, то делайте вместе с ним. Например, многие мамы беспокоятся, когда малыш начинает пытаться залезть на диван или на стул. Не мешайте ребенку. Давайте возможность залезать, поддерживайте. Ребенок же всегда в поле вашего внимания. Все равно он должен будет научиться залезать на стул. И пора учиться. А запрещать залезать на стул не естественно, т.к. это важный этап развития ребенка. Проще потратить буквально минуту, помочь ему залезть, слезть и интерес к стулу пропадет. Таким образом, вы предупреждаете капризы. Тем более, что капризы вполне обоснованные, ведь ребенку не дали сделать что-то очень важное для него.
А что же запрещать? Решать вам, уважаемые родители.
(с) Юлия Гусева, психолог. http://www.psyhlp.ru/

 

Заказ звонка: