Главная   Полезное для мам   «Я» двухлетнего ребенка

«Я» двухлетнего ребенка

2 years

Сегодня мы поговорим о двухлетних малышах.
Что происходит с двухлетним ребенком? Он начинает выделять себя из внешнего мира, у него появляется осознание собственного Я. Ребенок впервые начинает чувствовать себя отдельным существом.
Каким образом ребенок проявляет свое Я? Во-первых, он начинает использовать личные местоимения. Вместо «Саша пошел гулять» мы слышим «Я пошел гулять». И это очень радует родителей. Но появление в речи ребенка личных местоимений неизбежно влечет за собой появление притяжательных местоимений (мой, моя, моё). И вот мы слышим: «Моя машинка», «Мой папа», «Мои игрушки». И тут родители часто начинают беспокоиться, что их ребенок становится жадным. На самом деле, в этот момент ребенок наслаждается своей «отдельностью» от мира и тем, что ему в этом мире что-то принадлежит, будь то мама, папа или игрушки. Ребенок получает удовольствие от осознания этого факта. Поэтому не стоит ругать ребенка, говорить о том, что плохо быть жадным.
Пример 1. В полтора года мой младший сын стал часто говорить слово «мое», которое у него звучало как «манё». Особенно трепетно он относился к своим санкам. Если кто-то из детей пытался брать его санки, то он хватался за спинку и сурово говорил: «Манё»!
Таким образом он устанавливал границы своего Я. Вот здесь Я, мой мир и это мои вещи (и я имею право ими не делиться), вот здесь ты и твой мир с твоими вещами. Такое поведение двухлетнего ребенка — не жадность, а скорее ликование от обладание предметом.

Еще один важный признак проявления собственного Я – это появление отказа. Ребенок начинает активно говорить «нет», «не хочу», «не буду». Причем, часто это «нет» совершенно нелогично для взрослого. Ребенок может не хотеть идти гулять, играть, есть, спать и т.д. Но он не стал маленькой врединой. Отнюдь. Говоря «нет», ребенок выражает свою позицию, обозначает ценность своего Я, ведь он может делать выбор! Не забывайте, что говоря «нет», ребенок не просто отказывается от того, что ему предложили, он делает выбор в пользу чего-то значимого для него. Когда мы, взрослые, отказываемся пойти с другом в кино, мы делаем выбор в пользу каких-то других дел, более важных для нас. Отказывающийся ребенок так же делает выбор.
Пример 2. Приведу диалог моих сыновей. На момент диалога старшему, Феде, было 5,5 лет, а младшему, Филе, 2 года.
Федя: Филя, не лезь в траншею!
Филя: Буду!
Федя: Филя, не лезь в траншею!
Филя: Буду!
Федя: Филя, ты вообще маму слушаешься?
Филя: Нет!
Федя: А зря!
Налицо отказ. Ребенок отстаивает свое право делать выбор (лезть или не лезть туда, куда ему хочется, слушаться или не слушаться маму). Через этот выбор формируется самоценность ребенка.

Подытоживая, хочу обратить ваше внимание, что не стоит расстраиваться, когда ваш ребенок начинает говорить «мой велосипед» или «моя лопатка». Не нужно бояться отказов ребенка. Однако остается вопрос, что же делать родителям, когда ребенок отказывается что-либо делать. Об этом мы поговорим в следующий раз.

(с) Юлия Гусева, психолог. http://www.psyhlp.ru/

 

Заказ звонка: